10 принципов успеха школьного коллектива

Танцевальный коллектив в школеЛюбите ли вы свою работу? Моя работа – моя жизнь. Наверное, то, что создал своими руками, любишь особенно сильно, даже если трудностей на пути встречается немало. Мне хотелось бы поделиться своим опытом создания хореографического коллектива в общеобразовательной школе.

В школу № 50 я пришла работать еще 17-летней студенткой. Начинался коллектив, в котором сейчас 77 учащихся, с трёх девочек. Это сегодня детскому театру танца «Веснушки» 8 лет, и родители охотно приводят детей на занятия, а тогда набрать группу было тяжело. Спасибо, мамы и папы, что доверили детей и поддержали во всем! С первых недель занятий началась выработка принципов моей работы.

— Будь в тандеме с родителями. Хореография – вид искусства, который требует каждодневной и тела, и души. Поэтому очень важно поддерживать системность занятий, объяснить детям, что здесь не просто кружок, а серьезное занятие, которое пропускать нельзя. Коллектив – это не только дети, но и родители. Сейчас мы живём вместе: делаем декорации для спектаклей, возим детей на фестивали, без родителей не было бы и наших великолепных костюмов.

— Создай сам условия для занятий. Общеобразовательная школа – это не школа искусств, где всё направлено на занятия творчеством. Когда мы начинали танцевать, вместо станка нам служила отопительная труба, зеркал не было вообще. Кроме того, мы и сейчас занимаемся в помещении, которое совмещено со столовой. Насколько это возможно, мы оборудовали свой зал: папы сами смастерили деревянный станок и повесили зеркала на стену. Иногда время урока совпадает с приемом пищи школьниками, но что поделаешь? Учимся отключаться от окружающих и работать сосредоточенно.

— Не «отбирай» учеников. Дай шанс каждому ребенку. В условиях общеобразовательной школы речь не может идти об отборе учеников по их физическим данным, как в специализированной школе. Нужно научить детей трудиться так, чтобы преодолеть себя и стать достойным исполнителем даже классической хореографии.

— Создай атмосферу дружбы. Психологический климат в коллективе должен быть комфортным. У нас ребёнок может высказать своё мнение по любому вопросу, предложить свой вариант постановочной работы. Но никогда не переходите тонкую грань в отношениях ученика и учителя. Дисциплина должна быть твёрдой.

танцевальный коллектив вшколе

— Поддерживай дух здоровой конкуренции. Учащиеся должны развиваться, хотеть достигнуть большего, иначе у них не будет стимула заниматься. Но дети всегда должны оставаться детьми. Меня очень радует, когда мои дети на конкурсах аплодируют другим коллективам, дружат с соперниками, но и свою победу не отдают.

— Переломи мнение общественности. Часто приходится сталкиваться с мнением, что в общеобразовательной школе не может быть хорошего уровня хореографического мастерства. Добиться на конкурсах внимания жюри, доказать специалистам обратное и сегодня, спустя 8 лет работы, тяжело. Но мы не сдаёмся, соревнуемся наравне с домами культуры и школами эстетического воспитания. Наш коллектив отметили призовыми местами на таких фестивалях, как «Театр, ты нам нужен!», «Коллектив года!», «Адрес детства – Кубань» и др. Самый запоминающийся вопрос от жюри на театральном фестивале «А что такое МБОУСОШ?», режиссер удивился, что это аббревиатура общеобразовательной школы, и нам доверили открывать гала-концерт фестиваля, что является большой честью и ответственностью.

— Открой свой стиль. Специфика наших постановок в том, что дети не только танцуют, но и говорят. Эта особенность позволяет называть номера коллектива миниспектаклями. В нашем репертуаре есть и танцевально-литературные спектакли («Муха Цокотуха»), и миниатюры («Примерные дети», «Дети войны против войны»), и танцы разных хореографических направлений, основным из которых является детский игровой танец («Веселые гуси», «Пчелки играют», «Антошка»). Так и появился жанровый подзаголовок в названии коллектива – театр танца.

— Воспитай душу. Нельзя забывать о том, что «танец – движение души». На занятиях необходимо проводить беседы с учениками не только на тему техники исполнения, но и обсуждать жизненные вопросы, волнующие подрастающее поколение. Также каждая постановочная работа должна начинаться с рассказа о том, что предстоит танцевать, какие эмоции передать зрителю. Например, перед тем, как разучивать цикл о войне, мы пересмотрели военные хроники, дети рассказали то, что им известно об этих страшных событиях в истории Родины. Все-таки, «Сегодня – дети, завтра – народ», наша задача воспитать не только техничного исполнителя, но думающего исполнителя, настоящего, духовно наполненного человека.

— Раскрой творческий потенциал. На каждом отчётном концерте маленькие артисты показывают сценические номера, созданные самостоятельно. Сначала мы рассматриваем номер в узком кругу своего коллектива, каждый учащийся может высказать свои пожелания начинающему режиссеру. После идет отработка номера самостоятельно, без моей помощи. Только после длительных репетиций номер выносится на концерт. Это самые ценные плоды моей работы: дети мыслят, дети создают. Причем начали проект сами учащиеся номером «Закаты Алые» (Полина Жеребчук, Дарья Рыбальченко).

— Люби. Конечно, самое главное, любить своих учеников, искренне и не ожидая благодарности. Дети всегда чувствуют, когда они нам нужны, когда их любят. Детей обмануть невозможно.

Автор: Цыпкина Наталья Владимировна
Статья опубликовано в рамках проекта «Публикации»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*